Чкаловский. Имена в истории. Алексей Благовещенский 12+

Герой Советского Союза, бывший начальник НИИ ВВС генерал-лейтенант Алексей Благовещенский проживал в доме №1 по улице Ленина с 1950 по 59 годы.

Герой Советского Союза, бывший начальник НИИ ВВС генерал-лейтенант Алексей Благовещенский проживал в доме №1 по улице Ленина с 1950 по 59 годы. Героический лётчик-испытатель, талантливый командир, на счету которого немало подвигов не только в годы Великой Отечественной войны, но и до неё, и после.

Он родился в 1909 году в городе Брест-Литовск Гродненской губернии Российской империи, ныне город Брест, Белоруссия. Военное дело Алёшу интересовало с ранних лет. В пятилетнем возрасте он увидел самолёт, и это его потрясло. А вот редкое фото, на котором он в немецкой каске времён Первой мировой войны. Алексей окончил Курский промышленно-экономический техникум. Но манила авиация.

В 1927 году юношу призвали в РККА. Он отучился в Ленинградской, затем в Борисоглебской авиашколах. Служил в строевых частях ВВС. С персональным заданием проверить технику пилотирования Благовещенского приезжал герой-испытатель Валерий Чкалов, и неспроста. Лучших лётчиков страны направляли на лётно-испытательную работу, и в 1937 Алексей Благовещенский прибыл в Научно-испытательный институт ВВС на ст. Чкаловская Ярославской железной дороги. Он работал с такими известными испытателями, как Степан Супрун и Григорий Бахчиванджи. Дорабатывал истребители И-5, И-15, И-16.

В этот период Советский Союз помогал Китаю бороться с японскими захватчиками, и капитан Благовещенский был направлен в правительственную командировку. Создал в Китае истребительную авиагруппу из более 120 самолётов, укомплектованную советскими и китайскими лётчиками, которая разгромила лучшие японские эскадрильи. Совершив на истребителе И-16 73 боевых вылета, в 11 воздушных боях капитан Благовещенский лично сбил 7 самолётов противника и 16 в группе. Домой возвратился с высшим китайским боевым орденом. А 14 ноября 1938 года ему присвоили внеочередное воинское звание полковника и звание Героя Советского Союза. Он был в первой сотне лётчиков, получивших Звезду именно за боевые заслуги.

После возвращения из Китая полковник Благовещенский вновь на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС. На основе личного боевого опыта улучшал истребители И-153 и И-16. Участвовал в отработке элементов воздушного боя. Уже тогда ярко проявлял себя незаурядный командирский талант героического лётчика. Он окончил Курсы усовершенствования комсостава при Военной академии Генштаба и был назначен командующим 54-й истребительной авиабригадой в Ленинградском военном округе, которая принимала участие в советско-финляндской войне 1939-1940 годов. Бригада прикрывала Ленинград от атак финской авиации, затем поддерживала наземные войска на линии фронта. В 30 лет Благовещенский стал генералом: в июне 1940 года ему было присвоено звание генерал-майора авиации.

А потом наша страна единым фронтом поднялась на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Алексей Благовещенский назначен командующим 2-го истребительного авиационного корпуса. Корпус сражался на Калининском, Волховском, Западном, Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в Великолукской операции, прорыве блокады Ленинграда, Ржевско-Вяземской и Орловской операциях, освобождении Белоруссии и Литвы, в Висло-Одерской операции. Генерал Благовещенский не щадил себя: находился на передовых командных пунктах на поле боя. Лично участвовал в боевых вылетах для оценки воздушной обстановки. 9 февраля 1945 года во время инспектирования аэродрома польского города Любин машина генерала подорвалась на мине, и несколько месяцев он восстанавливался в госпитале.

На лётно-испытательную работу в ГК НИИ ВВС Алексей Благовещенский вернулся в 49-м году. Возглавил Управление испытаний самолётов. А с апреля 1952 по июль 1959 года являлся начальником ГК НИИ ВВС. Принимал участие в государственных испытаниях различных самолётов, в том числе реактивных истребителей Ла-15, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19, СМ-12, СМ-50, реактивного разведчика Як-25Р, пассажирского самолёта Ил-18, первого реактивного пассажирского самолёта ТУ-104. Всего же через руки летчика-испытателя Алексея Благовещенского прошло 99 самолётов различных типов и назначений. Он воспитал немало выдающихся испытателей, ставших Героями Советского Союза. Благовещенский принадлежал к числу таких командиров, которых подчинённые не только уважают, но и любят искренней сыновней любовью.

За период военной службы Алексей Благовещенский выполнил 3554 полёта, налетав почти 3 тысячи часов. Он награждён 15-ю орденами и множеством медалей – советских и иностранных. В 1960 году генерал-лейтенант авиации Алексей Благовещенский вышел в запас. Узнав об этом, наш легендарный авиаконструктор Андрей Туполев сразу пригласил его в своё КБ не просто на испытательную работу, а в качестве руководителя. Алексей Сергеевич переехал из посёлка Чкаловский в Москву и работал в КБ до конца своей жизни в 1994 году.

Китель генерал-лейтенанта Благовещенского хранится в Центральном музее Великой Отечественной войны.