Чкаловский. Имена в истории. Степан Супрун 12+

Один из самых известных домов - №7 по улице Ленина, его ещё называют генеральским. Здесь проживали пять Героев Советского Союза и один – Степан Супрун – Дважды Герой.

Степан Павлович Супрун, первый в Великой Отечественной войне Дважды Герой Советского Союза. Выдающийся летчик-испытатель и военный летчик-истребитель, имя которого в одном ряду с Валерием Чкаловым и Александром Покрышкиным.

Уже во время учёбы в лётной школе в начале 30-х о Супруне заговорили как об очень талантливом пилоте. В 33-м его рекомендовали в Научно-испытательный институт ВВС РККА, где были собраны лучшие асы страны! Попасть сюда было мечтой каждого летчика.

Степан Супрун тестировал новейшие советские самолеты, замечал все их недостатки. Часто его мнение оказывалось решающим при оценке воздушного судна. Супрун был настоящим профессионалом, владел сложнейшими фигурами высшего пилотажа. Смелость пилота порой граничила с безрассудством. Проводя в небе сложнейшие испытательные опыты, он сажал горящие самолёты, машины с отказавшими приборами. За штурвалом освоил все типы истребителей – более 140-ка. Кроме этого, он изучил элементы воздушного сражения скоростных самолетов.

Ещё до войны Супруну было присвоено звание Героя Советского Союза. Это произошло после командировки в Германию, где он восхищал немецких лётчиков, мастерски пилотируя абсолютно незнакомые ему «Юнкерсы», «Мессершмитты» и «Хейнкели». С ними же вскоре пришлось сражаться в небе.

Когда началась война, чкаловские лётчики-испытатели встали на защиту Родины. Это была инициатива Степана Супруна, одобренная лично Сталиным. Лётчик-испытатель был убеждён, что личный состав НИИ ВВС необходим на фронте. Опытные, отважные пилоты в реальном бою смогут проверить наши машины и дать замечания по улучшению конструкции самолетов. На Щёлковском аэродроме было создано 6 боевых полков, оснащённых новейшими самолётами, одобренными в НИИ ВВС, – МиГ-3, Пе-2, Ил-2, Пе-8. Двумя истребительными авиаполками особого назначения на самолётах Миг-3 командовали Степан Супрун и его лучший друг Пётр Стефановский.

30 июня 41 года подполковник Супрун получил приказ вылететь на фронт. Война для него продлилась всего 4 дня. Но за это время он лично сбил два немецких самолета, дважды в одиночку сходился в бою с четырьмя и с шестью вражескими истребителями. Его эскадрильи разбомбили фашистские танки и много другой техники, переправу, железнодорожный мост, немецкий аэродром, склады с боеприпасами и горючим. Каждый раз командир полка поднимался в небо со своими асами. 4 июля во время воздушной разведки принял бой с семью фашистами. Раненый лётчик смог подбить один из самолётов и даже посадить свой МиГ-3, но уже на земле взорвались боеприпасы и баки с горючим. По данным рассекреченных документов Минобороны, его также могли сбить с земли.

Инициированный Степаном Супруном боевой опыт летчиков-испытателей действительно дал много полезного по использованию новых самолетов и разработке тактик ведения воздушных боев. 22 июля 1941 года командиру 401 иап подполковнику Степану Супруну посмертно было присвоено звание дважды Героя Советского Союза.