Подобно авторам «Кавказской пленницы», мы не будем называть управляющую компанию, чтобы не обижать другие управляющие компании, в которых могла произойти точно такая же история
Моя школьная подруга решила поменять в маминой квартире полотенцесушитель. Прежний установленный при царе Горохе безнадежно сгнил и не заливал ржавой водой соседей снизу натурально из жалости к кефирной пенсии мамы.
В начале августа подруга изогнутую железяку приобрела, после чего позвонила в УК, чтобы поделиться радостью с каким-нибудь сантехником. УК-трубка восторга почему-то не разделила. Впрочем, довольно вежливо посоветовала сначала оплатить работу и подойти в компанию, чтобы оставить заявку. На вопрос, почему нельзя сделать заявку по телефону, трубка скорбно молчала. Мама качать права, понятное дело, не стала и инструкции выполнила.
А можно всех посмотреть?

Брезгливо пощупав полотенцесушитель, вынес вердикт: нужны какие-то неведомые уголки. Для мамы уголок оказался загадкой сфинкса. Она попросила обладателя сакральных сантехнических знаний самостоятельно приобрести нужные детальки. Оплату услуг, само собой, гарантировала. Поскольку сантехник отрабатывал счет, оплаченный не ему, а УК, в ответ мама получила демоническую усмешку и косую сажень в проеме входной двери. Не царское это дело – уголки покупать.
Две недели мама истерически бросалась к продавцам сантехники с просьбой найти и продать ей уголки заданных мрачным сантехником параметров. Наконец нашла. В дом вернулось ощущение праздника. Сантехника ждали, как сына с фронта. И он пришел. Другой, правда. Молодой и веселый, звали Славиком. Увидев уголки, спросил шаловливо: «И кто это нам посоветовал такую дрянь купить?». Мама осела.
Поменять уголки удалось на удивление быстро. Веселый Славик тоже пришел с королевской точностью. Мама на радостях переволновалась и пила стаканами валерьянку. Славик профессионально пыл остудил. Нет, говорит, у меня на данный час хомутов, а без хомутов, сами понимаете, нынче никак. Я, говорит, ухожу, но обещаю вернуться. А вы ждите меня с хомутами. Общий привет.
Мама прождала весь день, даже ночью прислушивалась к каждому домашнему шороху: вдруг Славик хомутом о дверь скребется? Но Славик сгинул бесследно.
Мама мужественно перенесла потерю. А вот подруге слезы застилали очки. Медикаментозно борясь со стрессом, она начала много курить, подумывать о занятиях йогой и уходе в монастырь. Через неделю, глубоко вздохнув, как перед прыжком с трамплина, она снова позвонила в УК. На сей раз трубка дико извинялась. Через день – о, чудо! – в мамин дом пришел сантехник. Другой, не Славик. Деловитый, с интеллигентным чемоданчиком. Мастер страшно торопился. Подумалось, что его рабочий час стоит примерно столько же, сколько у топ-менеджера «Газпрома». Тоном участкового терапевта поинтересовался, на что мамаша жалуется. Посмотрев на полотенцесушитель, сказал: «Кривой». Мама даже не заплакала.
«Терапевт» полотенцесушитель выпрямил-таки и установил. За что ему громадное человеческое спасибо. С момента подачи заявки прошло два месяца. Еще немного – и никогда не курившая мама с бычком в зубах занялась бы йогой или ушла в монастырь.
Как потребовать свое

Заметьте, мама подруги не пыталась заменить полотенцесушитель за счет управляющей компании. А ведь могла бы. Разбираемся в тонкостях.
Полотенцесушители относятся к общедомовому имуществу, если они являются частью системы горячего водоснабжения многоквартирного дома. А они являются в большинстве случаев. Это значит, что их содержание и ремонт должны осуществляться за счет средств, собираемых управляющей компанией через плату за содержание жилья. Но есть нюансы.
«Если полотенцесушитель был установлен собственником квартиры самостоятельно, без согласования с управляющей компанией, то ответственность за его обслуживание полностью ложится на владельца жилья. Такая ситуация часто возникает при проведении капитального ремонта или перепланировки ванной комнаты, когда старое оборудование заменяется на более современное. В этом случае менять и ремонтировать полотенцесушитель придется собственнику жилья».

Ирина Воронина предлагает такой алгоритм.
- Обратиться в УК с письменным заявлением о неисправности устройства. В заявлении необходимо указать точные адрес и описание проблемы.
- После регистрации заявления специалисты УК должны провести осмотр состояния полотенцесушителя в течение трех рабочих дней. На этом этапе важно получить акт осмотра, где будут зафиксированы все выявленные дефекты и повреждения.
- Если решение о замене принято, составляется смета на выполнение работ и согласовывается источник финансирования. Обычно такие работы планируются в рамках текущего ремонта или капитального ремонта системы горячего водоснабжения дома (сколько ждать того ремонта? Но идем законным путем дальше).
- Формируется график выполнения работ, который согласовывается с жильцами дома, так как замена может потребовать временного отключения горячей воды (а если какая-нибудь Баба Яга будет против, что тогда? Но продолжаем находиться в правовом поле).
- Перед началом работ обязательно составляется акт о проведении демонтажных работ и фиксируется начальное состояние места установки.
- После завершения монтажа нового полотенцесушителя составляется акт выполненных работ, где фиксируются все технические параметры установленного оборудования.
- Если замена производится в рамках капитального ремонта дома, расходы покрываются из фонда капремонта. При текущем ремонте оплата зависит от зоны ответственности: до запорной арматуры – УК, после – собственник.
- Если УК отказывается менять полотенцесушитель, необходимо направить письменную претензию с указанием ссылок на нормативные документы. При отсутствии реакции можно обратиться в жилищную инспекцию или суд (да, законный путь может быть длиною в Млечный).
- За последствия некачественно выполненных работ отвечает организация, производившая замену. Поэтому важно иметь все необходимые документы и акты выполненных работ.
Последнее и главное. Не бойтесь отстаивать свои права. Это нормально. Ненормально не делать этого.