
Злоумышленники продолжают совершать попытки обмана граждан по типовым сценариям, разработанным и активно применяемым в различных вариантах на протяжении последних нескольких лет.
«Получение посылки»
Мошенники представляются сотрудниками почтовых отделений, сообщают о посылке и для ее получения просят сообщить код из смс. После разговора потенциальной жертве поступают звонки от якобы сотрудников банка и правоохранительных органов, которые сообщают о взломе личного аккаунта на портале «Госуслуги» и для сохранения денежных средств просят передать их доверенному лицу
«Супер доход от инвестиций»
Мошенники звонят и предлагают быстро, легко заработать с помощью инвестиций, приглашают в финансовую пирамиду, обещают выгоду при минимальных затратах.
«Замена бумажной зачетной книжки на электронную»
Потенциальной жертве звонят и представляются сотрудниками учебных заведений и под предлогом замены бумажной зачетной книжки на электронную просят сообщить код из смс. После разговора на телефон потерпевшего звонят якобы сотрудники Росфинмониторинга и сообщают о взломе личного аккаунта на портале «Госуслуги»
«Под любым предлогом пытаются получить код из смс»
Мошенники звонят и сообщают, что для отмены какой-либо услуги (замена/изготовление новых ключей от домофона, перевод денежных средств, отмену доставки товаров (цветы, продукты) курьером и т.д.) пытаются получить код из смс для взлома личного аккаунта на портале «Госуслуги»
«Расследование факта мошенничества представителями МВД, прокуратуры, СК, ФСБ»
Мошенник звонит и просит помочь следствию, которое ведется в отношении одного из сотрудников банка, который якобы получил доступ к личному счету гражданина. Мошенники путем обмана будут пытаться убеждать жертву оформить на свое имя кредит или снять денежные средства со всех своих счетов и перевести их на специальные «резервные безопасные» счета.
«Предупреждение о совершении мошеннических действий со стороны Центробанка»
Поступает звонок от автоматизированного колл-центра о том, что карта гражданина «заблокирована в связи с подозрительной операцией». Гражданина просят перезвонить по указанному номеру, чтобы выяснить подробности
Рекомендации как не стать жертвой мошенников:
- если вам никогда раньше не поступали подобные звонки и вдруг такой звонок поступил, это должно как минимум насторожить, заставить внимательно отнестись к тому, какую информацию у вас спрашивают, не является ли это конфиденциальной информацией для передачи третьим лицам;
- реальные сотрудники банка никогда не попросят клиента совершать операции под их контролем, предоставлять доступ для совершения от имени клиента финансовых операций, продиктовать «роботу» такую информацию, как номер банковской карты, коды, пароли, ПИН-код или три цифры на обороте пластиковой карты – с целью идентификации;
- злоумышленники, представляющиеся сотрудниками банка или правоохранительных органов, чаще всего провоцируют жертву в телефонном разговоре на срочные действия, ссылаясь на важность, приоритетность, неотвратимость, пугая возможными негативными последствиями.
Типовые признаки мошеннических схем при телефонном разговоре
- Оппонент предлагает гражданину «перевести деньги на безопасный счет», «по безопасным абонентским номерам».
- Оппонент сообщает, что для целей аннулирования кредита по поступившей от мошенников заявке от имени гражданина необходимо оформить кредит («технический», «новый», «временный»).
- Оппонент просит жертву «не сообщать никому о данном звонке».
Если у вас есть хоть малейшее подозрение, что вам звонят мошенники, немедленно прекращайте разговор и кладите трубку. Всегда можно уточнить информацию, перезвонив по номеру телефона, указанному на сайте банка, в мобильном банковском приложении или на обороте пластиковой карты.