Чкаловский. Имена в истории. Эммануил Голенкин 12+

Долгих 95 лет прожил участник Великой Отечественной войны, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, начальник лётно-испытательной службы ГК НИИ ВВС Эммануил Голенкин, и большую часть жизни – с 1953 по 2013 - в этом доме.

Эту мемориальную доску на доме №3 по улице Ленина установили не так давно. Долгих 95 лет прожил участник Великой Отечественной войны, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, начальник лётно-испытательной службы ГК НИИ ВВС Эммануил Голенкин, и большую часть жизни – с 1953 по 2013 - в этом доме.

Он родился в 1918 году в Курске. Детство и юность провёл в Ростове-на-Дону. Как многие мальчишки того времени, увлекался авиацией, занимался планерным спортом в Ростовском аэроклубе. В 20 лет вступил в РККА. После окончания в 1940 году Сталинградской школы лётчиков Эммануил Голенкин работал лётчиком-инструктором, сам готовил молодых пилотов.

В тяжёлые военные годы очень хотел бить фашистов, но на фронт был направлен только в конце 44 года. И даже за несколько месяцев участия в боевых действиях не раз сумел отличиться, награждён несколькими орденами и медалями. Голенкин летал на Пе-2, обладал отличной техникой пилотирования, хладнокровием и решительностью, отлично выполнял боевое задание. Вот описание одного из подвигов командира звена 162 Гвардейского бомбардировочного Висленского авиаполка Гвардии старшего лейтенанта Эммануила Голенкина:

«9 февраля 45 года летая на охоту по уничтожения материальной части противника на аэродроме Гайнау, при отходе от цели его самолёт был атакован 12-ю истребителями противника. В завязавшейся неравной схватке, несмотря на яростные атаки врага, экипаж старшего лейтенанта Голенкина из боя вышел победителем. Противник потерял два самолёта. В одной из атак машина Голенкина загорелась, но лётчик сумел увести её в облака, пересечь линию фронта и посадить горящий самолёт на своей территории. Экипаж остался жив». За этот подвиг Эммануил Голенкин был награждён орденом Отечественной войны 1 степени. Он участвовал в Сандомирско-Силезской, Нижне-Силезской и Берлинской операциях. Совершил 25 боевых вылетов и ни разу не был ранен.

После войны Эммануил Голенкин продолжал службу в строевых частях ВВС. Заочно окончил Монинскую Военно-воздушную академию. В декабре 1947 года направлен лётчиком-испытателем в ГК НИИ ВВС в Щёлково. Занимал в институте различные руководящие должности, не оставляя лётно-испытательной работы.

Уникальные кадры: 14 марта 1961 года в Кремле Председатель Президиума Верховного Совета СССР Брежнев вручает группе пилотов грамоты и нагрудные знаки «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». В числе награждённых – Эммануил Голенкин.

Он освоил около 30 моделей самолётов. Общий налет составил более 4000 часов. Как ведущий летчик-испытатель НИИ ВВС Голенкин внес огромный вклад в дело испытания нескольких моделей отечественных машин. В их числе Ту-16 – реактивный многоцелевой самолёт, который использовался как дальний бомбардировщик, ракетоносец, заправщик, самолёт РЭБ и так далее. Ту-22 – дальний тяжёлый сверхзвуковой самолёт КБ Туполева. Ил-18 – пассажирский самолёт для дальних авиалиний. Ан-10 – среднемагистральный пассажирский турбовинтовой самолёт, первый советский широкофюзеляжный лайнер. Ил-46 – опытный реактивный бомбардировщик дальнего радиуса действия.

С 1964 года Гвардии полковник Эммануил Голенкин в запасе. Проживал в доме 3 по улице Ленина. Ушел из жизни в 2013 году в возрасте 95 лет.