Чкаловский. Имена в истории. Григорий Бахчиванджи 12+

В микрорайоне Чкаловский один из самых старых домов ещё довоенной постройки находится по адресу улица Циолковского, 1. Народное название – «Дом Бахчиванджи». Здесь жил этот легендарный лётчик-испытатель НИИ ВВС.

Известна фраза Юрия Гагарина: «Без полёта Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12-го апреля 61-го года». О главном подвиге его жизни, которым он вписал своё имя в историю авиации, напоминает мемориальная доска: 15 мая 42 года лётчик совершил первый в мире полёт на реактивном самолёте.

Григорий родом из станицы Бриньковской Краснодарского края. Его необычная фамилия имеет тюркское происхождение – от прозвища Бахчиван, что означает «садовник». Когда в 31 году Григория Бахчиванджи призвали в Красную Армию, он сразу попросился в авиацию. Окончил курсы техников по вооружению, затем Оренбургскую военную авиационную школу летчиков. В конце 34 года его в числе лучших выпускников направили в НИИ ВВС РККА в подмосковное Щёлково. Он испытывал самолёты-разведчики, истребители, новые авиамоторы. За несколько лет Григорий Бахчиванджи стал одним из самых известных лётчиков страны.

В начале войны на Щёлковском аэродроме из личного состава НИИ ВВС по инициативе Степана Супруна формировались боевые полки. Григорий Бахчиванджи около полутора месяцев служил в 402 истребительном авиаполку под командованием Петра Стефановского. Воевал на истребителе МиГ-3, который сам же испытывал накануне войны. 4 июля одержал первые воздушные победы - лично уничтожил два самолёта-разведчика Дорнье 215, при этом сумев мастерски посадить свой изрешеченный пулями самолёт с неработающим мотором. Всего же за время участия в боевых действиях он совершил около 70 боевых вылетов, провёл 26 воздушных боёв, лично сбил 5 и в группе 10 самолётов противника. Но уже в августе Григория отозвали с фронта - его мастерство было нужнее на лётно-испытательной работе. Он отправился на Урал, где в КБ Болховитинова разрабатывался самолёт-перехватчик нового типа – с жидкостным реактивным двигателем.

Работа над новой машиной была трудной и опасной – постоянно приходилось открывать что-то ранее неизведанное. Случались и нештатные ситуации. Но Григорий не отказался от испытаний. И 15 мая 1942 года он впервые поднял в небо первый советский опытный самолёт-ракету БИ-1. Этот день считается днём рождения советской реактивной авиации. Ракетный двигатель, установленный на машине, был предшественником современных двигателей космических кораблей. Впервые прозвучала команда не «от винта», а «от хвоста». Капитан Бахчиванджи не просто открыл новую эту в авиации - он открыл дорогу к звёздам Юрию Гагарину.

Вот как описывали очевидцы этот полёт. Непривычно быстро набирая скорость, самолет через 10 секунд оторвался от земли и через 30 секунд скрылся из глаз. Только звук двигателя говорил, где он находится. Так прошло несколько минут. Наконец, самолет возвратился и сел на аэродром. Посадка получилась жесткой, одна стойка шасси подломилась, колесо отскочило. Лётчику тоже было непросто. Машина вела себя совершенно не так, как самолеты того времени. Потребовалось убыстрение всех действий и мышления. Григорий Бахчиванджи справился. За этот полёт он был отмечен высшей правительственной наградой - орденом Ленина.

Лётчик продолжил испытания новой машины, в том числе экземпляра на лыжном шасси. Несмотря на успешный первый полёт, трудностей было много. Ряд конструктивных решений были несовершенны. Однажды в ответ на поздравления Бахчиванджи сказал: я знаю, что разобьюсь на этом самолёте. Мы находимся на передовом краю технической битвы, и без жертв не обойтись. К сожалению, он оказался прав... 27 марта 43 года при очередном испытании Григорий Бахчиванджи погиб. Его самолёт, развив скорость более 800 км\ч и впервые преодолев звуковой барьер, неожиданно перешёл в пикирование. Бороться с этим явлением на такой скорости тогда ещё не умели.

Спустя 30 лет, 28 апреля 1973 года, Григорию Бахчиванджи было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем названа улица в Чкаловском, жилой микрорайон вблизи аэродрома, железнодорожная платформа Ярославского направления.

Следующий выпуск

Предыдущий выпуск