Чкаловский. Имена в истории. Михаил Твеленёв 12+

Выпуск посвящен Герою Советского Союза, прошедшему Великую Отечественную войну с первого до последнего дня, Заслуженному лётчику-испытателю СССР Михаилу Твеленёву, проживавшему по адресу улица Ленина, 4, в мкр Чкаловский с 1971 по 1985 годы.

До недавнего времени стены жилого дома по адресу улица Ленина, 4, в мкр Чкаловский, украшало несколько мемориальных досок. Одна из них была посвящена Герою Советского Союза, прошедшему Великую Отечественную войну с первого до последнего дня, Заслуженному лётчику-испытателю СССР Михаилу Твеленёву. 12 мая 2020 года имена героических жителей объединили на общей доске.

Михаил родился в 1920 году в селе Перевоз Тамбовской губернии в семье крестьянина. Образование получил достаточное для тех лет - 7 классов и школа ФЗУ в Москве. Работал слесарем в московском депо Октябрьской железной дороги. Одновременно занимался в железнодорожном аэроклубе. Когда пришла пора идти в Красную Армию, Михаила направили в Борисоглебскую военно-авиационную школу.

Первый день войны молодой лётчик встретил на боевом дежурстве в составе 69-го истребительного авиационного полка Одесского военного округа. И уже 23 июня на своём И-16 совершил первый боевой вылет на штурмовку наступающих на Одессу войск противника. Оборонял город, в одесском небе провёл 40 воздушных боёв, был ранен.

Михаил Твеленёв воевал на истребителях ЛаГГ-3, Як-1, Аэрокобра, Ла-7. Участвовал в обороне Ростова-на-Дону, освобождении Донбасса и Крыма, в Берлинской операции. Боевой путь героического лётчика отображают названия его медалей – «За оборону Одессы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина» и другие. А 9 орденов свидетельствуют об истинном героизме боевого офицера. Сохранилось свидетельство, как в июне 1942 на своём ЛаГГ-3 он приземлился на вражеский территории и вывез сбитого товарища.

Осенью 44 года командир звена 9 Гвардейского истребительного авиационного Одесского Краснознамённого полка гвардии старший лейтенант Михаил Твеленёв был представлен к высшей правительственной награде – званию Героя Советского Союза. К этому времени он совершил 290 боевых вылетов, в 110 воздушных боях лично сбил 16 самолётов противника и 28 в группе с товарищами.

«Сколько бы ни было противника, товарищ Твеленёв их никогда не считает, а уничтожает. Благодаря умению вести бой, он всегда выходит победителем» - писали о нём командиры. К концу войны Михаил Твеленёв довёл число боевых вылетов до 420, количество воздушных боёв до 130, счёт личных побед до 18.

Михаил Твеленев мечтал после войны стать лётчиком-испытателем, и неспроста. У него была удивительная способность к освоению новых машин, он легко переходил с одного типа самолёта на другой, тщательно изучая каждый, стараясь не упустить ни одной мелочи. Освоив реактивный истребитель, он принял участие в первом воздушном параде новых реактивных самолётов 1 мая 1947 года.

В январе 1950 года Михаил Твеленёв был направлен на Высшие офицерские курсы. Незадолго до их окончания на курсы прибыл начальник НИИ ВВС генерал-лейтенант авиации Алексей Благовещенский - отбирать лётчиков для испытательской работы. И Твеленёв попросился в испытатели. С 51 по 65 годы он работал в ГК НИИ ВВС. Был ведущим лётчиком-испытателем на истребителе МиГ-19, участвовал в войсковых испытаниях самолёта МиГ-21. Руководил и участвовал в госиспытаниях десятков типов самолётов, в числе которых штурмовик Ил-10М, реактивный истребитель МиГ-17ПФ, реактивный штурмовик Ил-40, сверхзвуковой истребитель со стреловидным крылом Су-7, двухместный истребитель-перехватчик Як-25Р, экспериментальные машины. Он лично испытывал Ил-10 на штопор, МиГ-17 на пикирование, Як-25Р со специальными подвесками на устойчивость, Су-7Б на малых высотах, отрабатывал дозаправки истребителей МиГ-15.

В 1961 году одному из первых в стране Твеленёву было присвоено звание "Заслуженный лётчик-испытатель СССР". Документы о награждении ему в числе других выдающихся лётчиков вручал в Кремле Председатель Президиума Верховного Совета СССР Брежнев.

Михаил Степанович Твеленёв был страстно влюблён в небо. И даже когда медицинская комиссия отстранила его от лётной работы, он не оставил авиацию – продолжал ежедневно бывать на аэродроме, учить молодых лётчиков.