Чкаловский. Имена в истории. Пётр Стефановский 12+

В 1937 году в известном как «генеральский» доме №7 по улице Ленина посёлка Чкаловский поселились два друга, два лётчика-испытателя НИИ ВВС Степан Супрун и Пётр Стефановский.

Петр Михайлович Стефановский – выдающийся авиатор, одним из первых получивший звание «военный лётчик-испытатель 1 класса» и первый в мире, кто выполнил высший пилотаж на реактивном самолёте.

Вообще, за 29 лет в авиации, из них восемнадцать в НИИ ВВС (с 1931 по 1949), Стефановский много чего сделал впервые. Путёвку в испытатели ему дал сам Чкалов, с которым они испытывали новую технику, в частности, тяжёлый бомбардировщик ТБ-3. Стефановский прославился как пилот невероятного воздушного авианосца: поднимал в небо ТБ-3, на который крепили пять истребителей. Питаясь топливом из его баков, они летели до нужного места и там отцеплялись. Проект назывался «Звено-7». Результаты этих экспериментов с так называемой авиаматкой использовались в годы Великой Отечественной войны - наша авиация могла поражать важные точечные вражеские цели на большом удалении.

В 1936 году Пётр Стефановский последовательно побил несколько рекордов высоты, зафиксировав максимальный на отметке 10.360 метров. Выполнял фигуры высшего пилотажа в составе парадной пятёрки истребителей И-16, связанных простой ленточкой. Порадовал советское руководство и получил первый орден Красной Звезды.

Особая веха в биографии Стефановского - уникальный высотный скоростной истребитель ВИ-100 с герметичной кабиной. На нём он побил рекорд скорости - 623 километра в час на высоте 10.000 метров. Эта машина стала прототипом основного советского фронтового бомбардировщика Пе-2. В 1936 году Пётр Стефановский вошёл в список 7 лучших летчиков СССР. В Кремле с ним советовался сам Сталин!

В первые дни войны подполковник Стефановский вместе со Степаном Супруном формировал на Чкаловском аэродроме боевые авиаполки. Вылетел на фронт 30 июня 41 года со своим 402 истребительным авиационным полком особого назначения. За годы войны летчики-истребители этого полка совершили более 13 тысяч боевых вылетов и сбили 810 фашистских самолетов. Стефановский меньше чем за месяц своего командования совершил 150 боевых вылетов и сбил 4 самолёта.

В мае 1942 года вернулся на лётно-испытательную работу. Получил звание генерал-майора авиации. Петр Стефановский освоил 317 типов самолётов, 16 из них он первым поднимал в небо, всего совершил более 13,5 тысяч полетов! Цифры, которые никому не удалось превзойти. На груди генерала красовался иконостас из семи орденов! А в 1948 году к ним добавилась и высшая госнаграда - Звезда Героя Советского Союза.

В НИИ ВВС поступил на государственные испытания первый советский истребитель с реактивным двигателем - Як-15. 12 марта 1947 года генерал Стефановский на машине с заводским номером 310009 выполнил весь комплекс фигур сложного и высшего пилотажа. Впервые в мире «петлю Нестерова» выполнили на реактивном самолёте! Пётр Стефановский открыл дверь в новую эру в истории авиации и получил неофициальное звание «реактивный Нестеров». А в Белоруссии, откуда родом лётчик, его считают национальным героем. В доме №7 по улице Ленина Стефановский жил до 1950 года, а потом был переведён из НИИ ВВС на другую работу. Кроме мемориальных досок, в Чкаловском есть улицы, носящие имена Степана Супруна и Петра Стефановского.