Подкаст «Крупным планом о…»: гость – граффити-художник Александр Морсин 12+

Мы узнали все о трансформации наскальной живописи в уличное искусство; поговорили о том, что стоит за рисунками на фасадах зданий; выяснили особенности граффити-фестивалей

К.К.: Александр, первый вопрос, который я хотела бы вам задать, почему именно граффити? Как так получилось, что вы решили связать с ним свою жизнь?

А.М.: Начиналось, конечно, все не так, что я прямо понял: о, это моя судьба, и пошел туда. Я сейчас даже не вспомню точно, как это изначально получилось. По-моему, я увидел в какой-то из книжек по изобразительному искусству раздел «Граффити». Я был очень удивлен, мне понравились эти красивые буквы, фоны за ними, и меня тогда прямо аж затрясло. Мне тогда было лет 11-12. Дома были мелки, я взял их и пошел на улицу. Нашел какую-то шиферную стену и просто начал рисовать. Я не мог остановиться, пока, наверное, все не изрисовал.

К.К.: То есть это была такая любовь с первого взгляда?

А.М.: Да, я этого ничего не видел на улицах. В Москву я особо не ездил, поскольку был ребенком, а в области у нас ничего подобного не было.

К.К.: А как в дальнейшем складывалась жизнь именно в этом направлении? Как это переросло уже в профессию?

А.М.: Родители заметили, что меня это увлекает. Многих моих друзей возили на занятия к художнику во Фрязино. Мне тоже предложили, я и согласился. И по выходным начал ездить туда. А потом я поступил в художественную школу здесь, в Щелкове, а потом уже в Москве. Там была школа с углубленным изучением изо. То есть у тебя до обеда 5-6 уроков как в обычной школе, а потом еще шесть уроков именно по изо. То есть в пять-шесть часов вечера у меня школьный день заканчивался, и возвращался я домой уже к девяти вечера.

К.К.: А нет ли сейчас сожаления, что были упущены какие-то моменты, из-за учебы?

А.М.: Сейчас нет, наоборот, благодарность, потому что 9-10-11-е классы – это самое веселое время, когда подростки дорываются до всего на свете. В тот момент мне где-то иногда было обидно, потому что друзей куча, я вижу, как они весело проводят время, а у меня такое были рутинное. Но из-за того, что я видел прогресс, который был у меня в живописи, это компенсировало. И это были такие мимолетные «укольчики».

К.К.: А после школы с углубленным изучением дальше же тоже связали свою жизнь с искусством?

А.М.: Да, потом был институт. Хотелось, конечно, пойти куда-то покруче - в Строгановку или в Суриковку. Но там надо было точно ездить на занятия при институте. У меня такой возможности не было. Я поступил куда попроще, тоже с художественной историей, на преподавателя в наш областной педагогический институт. Зато себя чувствовал там очень хорошо, потому что обычная школа подготавливала на Строгановку или Суриковку, а в педагогическом все было на уровень попроще.

К.К.: А как давно появилось граффити в нашем округе?

А.М.: Это был конец 90-х и 2000-е, когда начали появляться первые кассеты, журналы, фестивали. Но первое время я ездил в Москву и там начинал оттачивать свое мастерство.

К.К.: Какая была ваша первая работа?

А.М.: Что было точно изображено, я уже не вспомню. Скорее всего какая-то классическая схема тех времен граффити – персонаж и шрифт. Но точно помню, что это было на ШТФ, там, где сейчас находится «Навигатор».

К.К.: В этом году вы стали победителем в номинации «Мурал» на фестивале «Движение-24». Что это за конкурс? Сколько он длился? И с какой работой там выступали?

А.М.: Получилось это все, как обычно, случайно. В группе одного из предыдущих фестивалей ребята из нашей граффити-тусовки скидывают объявление о новом своем конкурсе. Я подумал, а почему бы не поехать? У меня есть несколько эскизов, которые я хотел бы реализовать. Я направил их организаторам, они сказали, что им это идеально подходит. Я и поехал и реализовал, конечно, чуть-чуть с приключениями получилось: я на себе прочувствовал, что такое воздушная тревога.