Город, которого нет 12+

Сегодня мы расскажем о двух больших проектах, которые по Генплану были запланированы в Щелкове в 70-е годы, но так и не были реализованы. Интересно? Тогда поехали!

Этот выпуск проекта «Спроси о Щелкове» не совсем обычный. Вам наверняка знакомо такое понятие как Генплан. Документ содержит перспективные градостроительные решения, в соответствии с которыми будет развиваться и застраиваться город. Мы с вами в конце улицы Комарова. Никогда не задумывались, почему в этом месте в сторону железной дороги улица расширяется и как будто раскрывает ладони навстречу чему-то. С чем связана такая планировка? Почему нельзя было сделать обычный Т-образный перекрёсток вместо вроде бы неоправданного кругового движения? А вот почему.

В этом месте генпланом Щелкова планировалось построить ни много ни мало пассажирскую железнодорожную платформу
В этом месте генпланом Щелкова планировалось построить ни много ни мало пассажирскую железнодорожную платформу

Она должна была заменить станцию Щелково, которая сохранила бы за собой исключительно товарное назначение. Не верите? А вот документ – решение исполкома московского областного Совета депутатов трудящихся об утверждении генерального плана города Щелково от 17 марта 1975 года. Пункт 7 гласит: «Министерству путей сообщения СССР предусмотреть возможность строительства остановочного пункта электропоездов и пассажирской платформы на 33-м км в районе улицы Комарова».

Девятиэтажка № 1 на Краснознаменской
Девятиэтажка № 1 на Краснознаменской

Проект, видимо, задумывался еще раньше – дома 17/1 и 18/1 на Комарова – те самые, которые как раскрытые ладони, и 9-этажка №1 на Краснознаменской, которая как будто встречает идущих со станции – были построены еще в конце 60-х. Перенос пассажирской платформы, кстати, легко объяснить – поселки Химзавода и Большевик начали расселять, и на станции Щелково уже не было большого пассажиропотока. И появилась бы железнодорожная платформа вот прямо тут, где автомойка. Однако по какой-то причине проект не удалось воплотить в жизнь. Как считаете, удобно было бы, если бы электрички останавливались в самом центре города?

Переместимся немного в сторону Москвы до станции Воронок
Переместимся немного в сторону Москвы до станции Воронок

И вспомним еще один проект 70-х годов. Он выглядит гораздо более утопическим, но при этом рассматривался властями на полном серьезе. Слышали выражение «Москва – порт пяти морей»? Хотя в столице и близко ни одного моря нет, но с помощью рек и системы каналов из нее можно водным путем добраться до Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского морей.

Так вот существовал весьма амбициозный проект, который у нас называли «Щелково – порт пяти морей». В соответствии с Генпланом Москвы 1971 года и со Схемой планировки Московской области было намечено строительство Восточного судоходного канала. Его трасса протяженностью 63 километра должна была начинаться от Пяловского водохранилища на Канале имени Москвы и соединяться с Москвой-рекой около поселка Быково в районе впадения реки Пехорки.

На канале планировалось сооружение трех гидроузлов с судоходными шлюзами и трех водохранилищ
На канале планировалось сооружение трех гидроузлов с судоходными шлюзами и трех водохранилищ

Одно из них около города Щелково площадью 140 га. Опять не верите? А вот он, этот водоем на схеме Генплана Щелкова 1975 года. Канал должен был пройти по юго-западной границе города. Это где Жегаловское поле и озеро Сиваш. Основное назначение нового Восточного канала было в развитии грузоперевозок водным транспортом. Поэтому на Щелковском и Люберецком водохранилищах планировалось построить грузовые порты. А в Люберцах еще и речной вокзал. Канал был рассчитан на пропуск барж типа «Волго-Дон» грузоподъемностью 5 000 тонн и пассажирских теплоходов.

Только представьте: сразу за платформой Воронок бьются о камни волны, ходят корабли, работают огромные портовые краны… Но нет, не стал Щелково портовым городом. Приходится нам довольствоваться Клязьмой и озером Сиваш. Любопытнейший проект Восточного судоходного канала так же, как и вокзала на Комарова, так и не был реализован.

Предыдущий выпуск

Для обеспечения работы нашего сайта мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что принимаете политику конфиденциальности и даёте своё согласие на обработку персональных данных.