Речь о храме иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в поселке Литвиново.

«Меня не станет, а храм-то, он останется. Поэтому такая память, чтобы перед самим собой, перед Христом потом не было стыдно, что ты сделал».

Церковь в этих местах когда-то стояла, но было это еще в XVI-XVII веках. Известно, что в 1680 году ее по ветхости разобрали. И несколько столетий на литвиновской земле собственной церкви не было. Только в XXI веке храм все-таки решили построить.
Каким в советские годы был поселок Литвиново? Несколько пятиэтажек при совхозе «10 лет Октября». Ну откуда здесь быть храму? В начале XXI века началось строительство многоэтажного жилого комплекса. Времена уже были другие, и местные власти решили воспользоваться моментом – попросили строителей возвести церковь, тем самым освятив эту землю.

«Глава администрации Виктор Николаевич Углов для поселка много сделал. И стадион, и каток. Храм построить тоже его идея».
Храм по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был заложен 22 августа 2009 года. На свои средства компания «Стройсервис» выполнила проект и возвела здание. Место хорошее – и жилые дома рядом, и Щелковское шоссе. Ровно через два года, 27 августа 2011-го был совершен чин освящения накупольного креста. Был храм небольшой, одноглавый, как свечка. Высокий иконостас делил его на храмовую и алтарную части.
В таком виде храм просуществовал до 2020 года. А потом началась его реконструкция. Причины были и субъективного, и объективного характера. Как результат – реализовано уникальное архитектурное решение. Храм стал больше, и куполов уже не один, а пять.
«Получилось, что у нас храм в храме. В силу того, что изначально был старый храм, и был он построен на стилобате, это цокольная часть здания. И у него были несущие стены нижнего помещения. Пришла такая идея расстроить храм, сделать его побольше. Мы по этому стилобату возвели вокруг старого храма стены, своды, добавили купола и кресты. Получилась такая уникальная архитектура, как храм в храме. Как кувуклия в храме в Иерусалиме».

Вот такие дела. Подобное архитектурное решение еще надо поискать, и вряд ли найдешь где-то, кроме храма Гроба Господня. Интересно, что крестный ход теперь можно проводить, если погода плохая, прямо внутри храма, с обходом алтарной части.
В результате реконструкции изначально стоявшая отдельно колокольня оказалась вписана в здание. Правда, она пока не действует, колокола висят на доме причта. Его тоже построили недавно. Там разместились большая трапезная, кабинеты, детские игровые комнаты, воскресная школа и библиотека. Храмовый ансамбль удачно вписался в литвиновскую застройку и однозначно украсил поселок.
А освящен этот храм был в честь довольно редкой иконы – Божией Матери «Неупиваемая Чаша». К ее помощи прибегают люди, страдающие недугом пьянства и наркомании. Сюжетно она повторяет изображение иконы Божией Матери «Знамение», только Богомладенец написан стоящим в чаше Святого Причащения. По легенде, в 1878 году икона «Неупиваемая Чаша» была чудесным образом обретена в Серпуховском Владычнем монастыре и излечила сильно пившего отставного солдата, которого отправил к ней явившийся во сне основатель монастыря преподобный Варлаам. А за ним помогла и многим другим страждущим.

«На момент, когда строили этот храм, у нас в стране был бум пьянства. Не только в Щелковском районе, везде. Было много наркоманов, прямо засилье. Люди погибали. Было принято решение освятить храм в честь иконы «Неупиваемая Чаша». – Помогает? – Помогает. Люди изменились тут. И атмосфера сама изменилась в Литвинове».
Вот так, преобразившись снаружи, сейчас литвиновский храм иконы «Неупиваемая Чаша» переживает преображение внутреннее. Уже без малого два года в храме работает художник – известный щелковский живописец Игорь Кривов. Работает один. Когда после окончания строительных работ стали думать, как внутри украшать храм, состоялось знакомство настоятеля отца Алексея с Игорем.
«Он живет на щелковской земле, и я знал, что у него была мечта расписать храм одной рукой, как он это видит. Я ему предложил, и он загорелся. Как творческому человеку ему это интересно. И стали работать».

«Очень часто я проезжал мимо этого храма и видел моменты реконструкции. Мне он, сказать по правде, приглянулся: форма необычная. Храм внутри храма. Я считаю: он украшение земли щелковской, потому что он очень красивый. Конечно, большая радость – расписать храм. Для художника это очень важно. Это некий духовный стимул, и духовный плод, и телесный плод. Физически это, конечно, затратно. Ответственность большая».
Талант Игоря Кривова многогранен. Он и живописец, и архитектор, и декоратор, и иконописец. Принимал участие в росписи Троицкого собора и Алексиевской гимназии в Щелкове, храм Серафима Саровского на набережной Клязьмы, храм блаженной Ксении Петербургской в Медвежьих Озерах. Такие масштабные работы обычно делает группа мастеров. А здесь у него появилась возможность самостоятельно воплотить свои замыслы.
Весь литвиновский храм иконы «Неупиваемая Чаша» внутри – полностью от и до воплощение творческих идей Игоря Кривова. Сейчас он расписывает стены храма. В будущем все иконы, которые здесь находятся, они временные, также будут заменены на его работы.
Игорь Кривов вошел в белые стены храма в конце мая 2023 года. А стен здесь в два раза больше, поскольку, кроме внутренних стен основного здания есть еще стены старого храма. С тех пор это его один большой холст, на котором он пишет. И пишет он не традиционные иконы, а живописные сюжетные полотна. Не отходя от канонов, конечно. Это красивее, понятнее, но и гораздо сложнее. Написать канонический образ сможет человек с базовым профильным образованием. А здесь… здесь особый дар нужен.

«Я с самого начала спросил: хотите в канон или живоподобные. Отец Алексей сказал, что ему ближе живоподобные. Сказать откровенно, я тоже очень люблю живоподобные образы. Они максимально сложные, максимально для меня как для художника интересные. В них можно передать этот воздух, это живое общение, когда мы видим живого человека, святого».
Примерно 250 квадратных метров белых стен усилиями мастера уже покрыты живописными сюжетами и орнаментами. Всякого входящего в храм встречает образ Спасителя. Чтобы появилась возможность его написать и показать так, как это задумал художник, пришлось сбивать часть стены изначального здания и менять иконостас на более низкий.

«Основной сюжет храма, когда мы с вами входим сюда, это тема воскресения. Образ воскресшего Христа, которым мы видим в алтарной части. Когда человек заходит в храм, он сразу как на Пасху попадает. Спаситель его встречает».
«Это все для людей. Потому что человек приходит в храм, и у него должна душа отдыхать и радоваться. Человек создан для радости. А красота всегда человека радует. Многие плачут, потому что трогает большой образ Христа Спасителя».
Разглядывая росписи снизу, мы не воспринимаем масштабы изображения. И не догадаешься, что, например, высота фигуры Спасителя в полный рост составляет 5 метров. Совсем миниатюрным кажется снизу лик Спаса Нерукотворного под самым куполом, а он в диаметре около двух метров. С росписи верхней купольной части на 15-метровой высоте Игорь Кривов начинал свою работу.
Игорь Кривов работает параллельно на нескольких участках. Один из них – так называемые паруса, где будут изображения четырех евангелистов с тетраморфами. Это такие мифологические существа, которые в христианстве толкуются как символы евангелистов. Телец ассоциируется с Лукой, ангелоподобное создание – с Матфеем, лев – с Марком, орел – с Иоанном. Первые два уже написаны.
«Хочется сделать очень интересно и с максимальной духовной отдачей. Это же не просто живопись на холсте, духовное искусство – оно отличается. Основная работа – внутренняя. Это же мера ответственности. Твоими глазами будет потом видеть прихожанин. И здесь очень важно мне как художнику, какое чувство я хочу вызвать у него».

Особый интерес у нас вызвали монохромные изображения святых, похожие на сепию в фотографии. На первый взгляд, кажется, что их еще предстоит раскрасить. Оказывается, нет. Это такая специальная техника, называется гризайль – от французского слова gris – серый. Это когда художник создает изображение, используя различные оттенки серого или какого-то другого нейтрального цвета.
В технике гризайль Игорь расписывает арки внутренней алтарной части. Чтобы их сделать, стены частично разбирали. Правая арка почти закончена. Преподобный Серафим Вырицкий, преподобный Гавриил, великомученицы Ирина и Анастасия, патриархи Тихон и Ермоген. Приходской совет храма выбирал, каких святых писать.
«Хочется создать легкость, чтобы архитектурное пространство не было перегружено. И мы с супругой придумали, что арки у нас будут в технике гризайль. Цвета не будет, будет только гризайлевое, академическое письмо. За счет многослойной прописи создается эффект, если говорить современным языком, фотографичный. Условно, черно-белой фотографии».
Говорят, иногда художники, которые расписывают храмы, любят в том или ином сюжете изобразить себя, супругу или детей. Игорь Кривов от такого способа самоувековечения сразу отказался. Но духовная связь с семьей художника в храме есть – благодаря образу Ксении Петербургской.
«Сейчас я пишу блаженную матушку Ксению. Это святая XVIII века, прославление которой случилось при патриархе Алексии II, но почитание началось в XVIII веке. Эта святая особым образом для меня дорога – свою дочку Ксению мы назвали в честь блаженной матушки Ксении».

В монохромной технике гризайль Игорь выполняет и многочисленные орнаментальные росписи. И так мастерски, что, на первый взгляд, они могут показаться объемными. Но нет, это не лепнина, это живопись.И слова молитв, переведенные, кстати, с церковно-славянского на русский для лучшего понимания, не вырезаны на стене, а написаны кисточкой.
«Декор – это же очень сложно, если на него посмотреть, он проработанный, как в 3D. Но это уже предложение самого художника. Всем нравится, люди приходят, даже, бывает, трогают: им кажется, что это скульптура».
По эскизам художника также выполняется иконостас с резными Царскими вратами и даже напольная плитка. Когда это будет, как говорится, одному Богу известно. Работа в храме не терпит спешки, говорит Игорь.
Но одну дату Игорь и настоятель отец Алексей все же назвали. К светлому празднику Пасхи иконостас должен быть готов. В своей мастерской Игорь пишет для него иконы.
«Важно, чтобы иконостас был продолжением орнаментальной части. Царские врата тоже отвечают цели легкости вхождения в храм. Продолжение арочного орнамента. Делают те же строители, которые участвовали в реконструкции. Плюс мастер-резчик. Еще чуть-чуть – и будут уже готовы. Они из дерева, их резал мастер по моему эскизу. Они тоже будут необычные – редко, когда мы встречаем в храме Царские врата без изображения Благовещения и евангелистов. Они у нас будут орнаментальные, максимально легкие».

Игорю Кривову в его непростом и ответственном труде помогает супруга Татьяна. Она тоже художник. Семья много путешествует по святым местам, в частности, знаменитый храм Покрова на Нерли под Владимиром создал у Кривовых белокаменное настроение. И в литвиновском храме иконы «Неупиваемая Чаша» доминантой будет белый цвет.
«Очень много Татьяна делает. Я пишу, а она подбирает. Изначально идея белого храма, белого пространства у нее возникла, когда мы еще расписывали Алексиевскую гимназию. И после этого возникла идея создать белый храм такой. Чтобы он внутри был белоснежный.И семисвечники, и подсвечники, лампадки и вся утварь церковная будет потом заменяться. Она белая. Чтобы у нас не было момента золота. Иногда золото мешает восприятию.
Когда обратились в Софрино, они даже не поняли, что от них хотят. Как это – белый подсвечник? Все привыкли, что он либо серебряный, либо золотой. А нам нужно, чтобы он был белый, белоснежный. Сам храм диктует от своего внешнего убранства внутреннее убранство».
Чем дальше мы беседуем с Игорем, тем больше он удивляет – невероятным объемом не только умений художника, архитектора, дизайнера, но и знаний – канонов иконописи, церковных традиций, истории.
«Человек все время учится. Учится глазами, учится душой. Конечно, я очень благодарен своим учителям. Изучение старых мастеров позволило принять это богатство и полноту наследия, которое не только у нас в русской живописи, но и в общеевропейской. Изучение итальянцев, эпохи Возрождения, оно очень обогатило. Я до сих пор учусь. У меня нет ощущения, что я что-то умею до конца».
Расскажем еще об одной необычной особенности храма, на которую обратил внимание Игорь. Вопреки законам физики, в соответствии с которыми теплый воздух в помещении должен подниматься вверх, здесь наверху всегда холодно. Люди говорят, это ангелы крыльями машут. В этом случае художника спасает… бабушкина жилетка.

«Она мне особо дорога, потому что это память о моей бабушке. Когда я расписывал Троицкий собор, бабушка приехала (сейчас ее уже нет с нами). Тебе же так тут холодно! И спустя какое-то время у меня появилась эта жилетка. Она до сих пор меня согревает и телесно, и внутренне. Бабушка сама сшила».
Кроме того, что литвиновский храм продолжает расписывать художник, здесь еще не закончились строительно-отделочные работы. Но службы по выходным и праздникам не прекращаются, как не прекращались они и во время реконструкции здания, которое пришлось как раз на годы пандемии. А значит, прихожане видят, как под рукой Игоря Кривова в храме рождается новый уникальный внутренний мир.
Настенные росписи в дальнейшем ожидает финишная обработка. Все живописные образы будут подписаны, если прихожане вдруг кого-то не узнают. Стены покроют защитными лаками, чтобы максимально сохранить живописный слой и иметь возможность далее за ним ухаживать. Как вы уже поняли, церковный инвентарь будет другой, в белом цвете, иконы в киотах тоже будут другие – Игорь их напишет.
В храме иконы «Неупиваемая Чаша» около ста прихожан. Конечно, все по мере возможности помогают в его обустройстве. Но и так понятно, что масштабные работы, которые здесь уже проведены и еще будут проводиться, не каждому по силам. Назвать имена благотворителей мы не можем. Не сомневаемся, что благодарность им священнослужители и прихожане и так возносят в своих молитвах.
«Они предпочитают вообще не выделяться. Не потому, что им есть, что скрывать, а просто очень скромные люди. Это наши прихожане».
Предстоятель Русской православной церкви патриарх Кирилл приветствует смелые эксперименты в храмовых архитектурных решениях, основанные на традициях, говорит Игорь Кривов. Каждая вновь построенная церковь имеет свое лицо. Взять хотя бы главный храм Вооруженных сил в парке «Патриот». Вот и храм иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша» в Литвинове отвечает современным тенденциям в полной мере. Он один у нас такой.

«Такой ансамбль, которого нет нигде, будет только на нашей с вами земле. Надеюсь, Господь даст здоровья, и все будет идти так, как оно идет».
Очень интересно дождаться и увидеть, как здесь все будет. Стоит иногда приезжать в поселок Литвиново и наблюдать за рождением достопримечательности. Которой, безусловно, в скором времени станет этот небольшой, но такой необычный храм.