Чкаловский. Имена в истории. Андрей Юмашев 12+

С 1933-го по 36-й годы проживал в доме по адресу улица Циолковского, 2 самый известный житель этого дома - Герой Советского Союза Андрей Юмашев.

Достаточно сказать, что это второй пилот легендарного экипажа Михаила Громова, и вы сразу его вспомните. В перелёте через Северный Полюс в Америку следом за Чкаловым он участвовал, уже будучи лётчиком-рекордсменом, испытателем НИИ ВВС.

Юмашев родился на заре 20 века, в 1902 году. В 18 лет добровольцем поступил в Красную Армию, воевал против белогвардейцев. Но манило небо и развивающаяся советская авиация. Андрей окончил Высшую военную авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания в Серпухове. Служил там же инструктором воздушного боя. Увлекался планеризмом.

Советский Союз испытывал острую потребность в высококлассных лётчиках для испытания перспективной авиатехники, и Юмашев был принят на должность лётчика-испытателя НИИ ВВС. Он участвовал в испытаниях новых моделей истребителей И-2 Бис, И-3 и И-4, разведчиков Р-3 и Р-6, бомбардировщика ТБ-3, транспортного самолёта АНТ-9 и других. У Юмашева была хорошо развитая интуиция. Он относился к числу уникальных людей, хорошо владеющих собой и ювелирно выполняющих полётные задания. Именно Юмашев совершил первые, самые ценные для испытателей полёты на ряде самолётов, сыгравших затем важную роль в годы Великой Отечественной войны.

В 1933 году в СССР был построен самолёт АНТ-25РД, предназначенный для дальних полётов. Началась подготовка к рекордному перелёту, инициатором которого был лётчик Михаил Громов. Юмашев был включён в один из экипажей. Параллельно в качестве лётчика-испытателя он один за одним устанавливал мировые авиационные рекорды. В частности, в 1936 году Юмашев установил несколько международных рекордов по поднятию грузов на различные высоты. С этим достижением его поздравил лично Сталин. А за испытание новых типов самолётов лётчика наградили автомобилем «М-1».

В июне 1937 года подготовка к перелёту из СССР в США через Северный полюс была завершена. Изначально планировалось отправить сразу два самолёта. Однако в итоге полетел только экипаж Валерия Чкалова, участники которого были рабоче-крестьянского происхождения. Громов с Юмашевым происходили из дворянских семей.

Экипаж в составе Громов-Юмашев-Данилин отправился в свой рекордный перелёт 12 июля 1937 года. Стартовали со Щёлковского, ныне Чкаловского, аэродрома. Полёт проходил в тяжелейших погодных условиях. Члены экипажа боролись с сильной болтанкой и обледенением. Достигнув города Сан-Франциско, советский экипаж уже установил новый мировой рекорд дальности полёта, но решил продолжить движение дальше на юг. Посадку совершили около калифорнийского города Сан-Джасинто. Самолёт провёл в воздухе 62 ч 17 мин, преодолев за это время 10 148 км.

Советских пилотов в США встретили как героев. Их принял у себя президент Рузвельт. Красавцу Юмашеву американцы предлагали даже сниматься в кино, но от голливудской славы он отказался. На Родине в честь летчиков-рекордсменов организовали правительственный приём. Андрею Юмашеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Андрей Юмашев участвовал в советско-финляндской войне 1939-40-го годов. Командуя экипажем бомбардировщика ДБ-1, лично совершил шесть боевых вылетов. Немало героических страниц в его биографию вписала Великая Отечественная война. В качестве командира авиаэскадрильи он защищал Москву от ночных налётов. В ходе правительственной командировки в США Юмашев участвовал в подборе моделей американских истребителей, которые затем поставлялись в СССР. Затем вновь командовал авиационными соединениями. Участвовал в Курской битве, штурмовал Кенигсберг и Берлин. После войны по состоянию здоровья Герой Советского Союза Андрей Юмашев ушёл в запас и занялся живописью, стал членом Союза художников СССР. Часть его картин сегодня хранится в российских музеях. Андрей Юмашев ушёл из жизни в 1988 году.